Можно ли летать на самолете с аритмией сердца

Авиаперелет больного с нарушением ритма

Как перевезти больного с нарушением ритма на самолете?

Перед полетом пассажирам, страдающим хроническими заболеваниями, следует получить от медицинской службы подтверждение о том, что состояние здоровья позволяет совершить авиапутешествие. При взлете или посадке самолета усугубляются проблемы сердечно-сосудистой системы. Условия на борту самолета, особенно совершающего длительный трансконтинентальный перелет, относят к провоцирующему фактору. Воздушные путешествия противопоказаны тем, кто имеет выраженные нарушения ритма сердца.

Мерцательная аритмия (фибрилляция предсердий). При наличии в прошлом пароксизма мерцательной аритмии при сохраненном синусовом ритме авиаперелет не противопоказан. Для безопасного путешествия следует адекватно насыщать организм водой (до 1,5 л чистой воды на протяжении полета) и разминать ноги, совершая кратковременные прогулки каждые 40-60 минут. С собой нужно взять необходимые таблетки для планового приема и препараты для скорой помощи. До посадки перед полетом можно воспользоваться валокардином или корвалолом. 30-40 капель помогут снять волнение и уменьшить частоту сердечных сокращений.

Предсердная экстрасистолия. Безобидная и доброкачественная форма аритмии, как на земле, так и в полете. Предсердные экстрасистолы функционального характера ни к чему опасному не приводят, возникновение во время авиаперелета связывают со стрессом. Проявляются нарушением дыхания, слабостью, чувством тревоги и нехватки воздуха, ощущением перебоев и замирания сердца. В этом случае помогут успокаивающие препараты.

Атриовентрикулярная блокада (AV-блокада). Возникает в результате нарушения проведения электрических импульсов от предсердий к желудочкам сердца. Бывает как функциональной, так и сигнализирует об органических заболеваниях. Проявляется нарушением ритма сердца. Из-за редкого ритма сердечных сокращений и падения минутного выброса крови сердцем в условиях физической нагрузки, возникающей на борту самолета, мозг испытывает дефицит кислорода, что приводит к общей слабости, головокружению, обморокам. Опасна для жизни полная АВ-блокада, когда желудочки и предсердия начинают сокращаться независимо друг от друга. Проявляется внезапной потерей сознания, сопровождается мышечными судорогами. Приступы могут спонтанно проходить и возобновляться вновь. Оказание помощи должно начинаться немедленно. Существует четкий алгоритм действий сердечно-легочной реанимации, которому обучен персонал авиалайнера.

Брадикардия. При брадикардии происходит уменьшение частоты сердечных сокращений до 50 и реже ударов в минуту. Во время приступа наблюдаются: слабость, головокружение, холодный пот, возможна потеря сознания. Для определения тактики оказания неотложной помощи человеку с нарушением ритма сердца производят подсчет пульса на магистральных артериях.

При потере сознания − непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.

Тахикардия. Увеличение частоты сердечных сокращений от 90 ударов в минуту. Во время полета возникает в результате волнения или страха. Проявляется слишком частым или слишком сильным биением сердца. Может возникать ощущение того, что сердце остановилось, а потом вновь завелось. Такие приступы длятся 5 или более минут, сопровождаются сухостью во рту и ощущением дурноты. Они редко представляют опасность для молодых людей, но вредны пассажирам старше 50 лет, которые страдают какой-либо болезнью сердца.

После авиаперелета при появлении подозрений на нарушение ритма необходимо пройти ЭКГ, УЗИ сердца, посетить кардиолога и других специалистов.

Пожалуйста, помогите разобраться! Кто из вас летает с аритмией и тахикардией?

Можно ли вообще летать, если бывают скачки в пульсе, аритмия сильная, и еще нетренированные сосуды? То есть – сильный звон в одном ухе уже много лет постоянно, и краснеет лицо при переменах температуры? Сердце проверяли пару лет назад, причину скачков не нашли. Только сказали, что это была синусовая тахикардия. А сосуды – даже не знаю, как проверять , к какому врачу? Относительно пульса – это не постоянная проблема, но я никогда даже со дня на день не знаю, как будет. Можно ли так летать? Вы берете таблетку от аритмии и тахикардии уже в самолете? Или до – даже если пульс в порядке? Пролол, например, замедляет пульс, но при нормальном пульсе становится тяжело, теряется равновесие, поэтому я обычно не беру ничего кроме валерьянки. И что делать, если все-таки очень плохо, ведь из самолета уже не выйдешь? Не знаю, что делают в случаях, когда лететь нужно, а стабильности нет даже на Земле? Буду очень благодарна, если поделитесь опытом!

В данном разделе в темах и комментариях публикуется исключительно нейтральная информация. Темы и комментарии, содержащие советы, рекомендации, пропаганду нетрадиционных методов лечения или иных действий будут закрыты.

без проблем летаю.

У меня тоже синусовая тахикардия. Летаю каждый год. Никаких лекарств не принимаю. Правда уши сильно закладывает в самолете, сижу как в шлеме, ничего не слышу. А так ок., жвачку пожевать и всё.

Смотря какая аритмия. Но вообще-то все летают и ничего. У меня много лет тахикардия была и периодически экстрасистолия – летала, просто голова болела на посадке.

Обратитесь к врачу-кардиологу с этим вопросом или на специализированные форумы. Вообще Вам нужно пройти курс обследования и лечения. У моей мамы (79 лет) тахикардия и аритмия уже много лет. Лет 5 назад она просто умирала от приступов аритмии. Кардиоог направил ее к эндокринологу. Выяснилось, что все у нее из-за щитовидки (гипотереоза). Вот уже несколько лет она под наблюдением эндокринолога, принимает лекарства от щитовидки, приступы очень редки. На самолетах правда не летает, но ей и некуда и незачем летать, но на поезде в область ездит и по всему городу в метро катается.

вы очень мнительны. Вам не рекомендуется читать медицинскую энциклопедию. Мир, знаете ли, не вечен. Все помрём. А в самолёте или нет-не суть важно.

+1000 не циклитесь на своем сердцебиении, все в вашей голове.

У меня тоже тахикардия плюс сильная экстрасистолия. Летала и летаю, кардиолог не запрещает. Правда у меня нет органических причин, это все вегетативное, нервное.

Походу у вас ВСД отсюда паника, а так летают и с гораздо серьезными проблемами с сердцем, у меня тоже аритмия синусовая и тахикардия, перелет переношу нормально, берите валидол с собой, или мятные таблетки, проконсультируйтесь с врачем насчет приема адреноблокаторов.

Мне тожп лететь скоро и крыша едет .начиталась как умирают молодые в самолете. эх интернет мой враг.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Можно ли летать на самолете с аритмией сердца?

Аритмия – широко распространенное нарушение ритма, которое часто встречается не только у больных сердечно-сосудистыми болезнями, но и у вполне здоровых личностей и даже спортсменов. В некоторых случаях человек даже не знает, что у него аритмия и спокойно занимается своими делами. Но иногда поставлен конкретный диагноз, на который крайне сложно не обращать внимание, особенно если требуется лететь на самолете.

У больных аритмией чаще всего диагностируется такая форма нарушения ритма, как мерцание предсердий. Также могут определяться экстрасистолы, тахикардия и замедление ритма, обозначаемое как брадикардия.

Определить точную форму нарушения ритма позволяет обследование у врача-кардиолога и прохождение некоторых инструментальных методов исследования: электрокардиографии, суточный мониторинг ЭКГ, УЗИ сердца. Особенно важно повторить обследование перед необходимостью лететь с аритмией сердца на самолете. Существуют и другие рекомендации больным, планирующим авиапутешествия.

Видео: Почему во время авиаперелета повышается риск инфаркта и инсульта

Влияние авиаперелетов на сердце

Сложность путешествия больных аритмией на самолете заключается в том, что происходит значительное колебание атмосферного давления. Например, при коротких авиаперелетах самолеты поднимаются на высоту 2500 м над уровнем моря. При длительных путешествиях этот показатель может составлять 10000 м и более. На такой высоте атмосферное давление заметно снижено. В дополнение наблюдается уменьшение количества кислорода в воздухе. Подобные факторы оказывают негативное влияние на работу сердца, которое начинает испытывать огромную нагрузку.

Перепады давления чувствуют все пассажиры, совершающие перелет, но для “сердечников” подобное испытание может закончиться катастрофой.

Во время перелета в критическом состоянии могут находиться больные на ишемическую болезнь сердца, стенокардию, после перенесенного инфаркта миокарда. Также сложно лететь на самолете больным некоторыми формами аритмии. Следует знать, что во время приступа могут не помочь обычные лекарства. Единственное, положительный результат может быть достигнут при дополнительной ингаляции кислорода.

Следует знать, что многие авиакомпании не разрешают пользоваться на борту самолета кислородными подушками из-за их высокой взрывоопасности.

Какие есть способы решения сложившейся ситуации?

  1. На этапе планирования полета нужно уточнить у представителя авиакомпании о возможности заказать кислородную подушку или ингалятор кислорода.
  2. В случае отрицательного ответа представителя авиакомпании можно попробовать попросить лечащего врача оформить заказ на кислородный ингалятор. Для этого потребуется справка, подтверждающая потребность больного в дополнительном кислороде.
  3. Следует взять с собой валидол, который нужно будет положить по таблетке под язык перед взлетом и посадкой. Лекарство помогает справиться сердцу с кислородной недостаточность.
  4. Перед посадкой рекомендуется выпить 40 капель корвалола или валерианы. С помощью этих средств можно более спокойно перенести нагрузку, также частота сердечных сокращений будет находиться в пределах нормы.

Полет будет проходить практически незаметно и более благоприятно, если заниматься отвлекающими делами: читать книгу, слушать музыку, разгадывать кроссворды.

Влияние авиаперелетов на сосуды

Во время перелета, даже кратковременного, испытывается не только напряжение, но и негативное влияние ограниченной подвижности. Непрерывно сидеть 3-4 часа, а бывает и дольше, утомительно здоровому человеку. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, в том числе при аритмии, длительное пребывание в сидячем положении приводит к нагрузке на сосуды ног.

Самые очевидные процессы, протекающие во время перелета в сосудах:

  • замедление кровотока;
  • повышение вязкости крови;
  • сужение просвета вен.

В результате появляется боль в ногах, онемение пальцев ног, также возникает отечность тканей. Таким образом создаются благоприятные условия для развития тромбоза, а в сложных случаях – тромбоэмболии.

Какие есть способы решения сложившейся ситуации?

  1. Ноги нужно постараться не держать в одном положении длительное время, особенно не рекомендуется класть ногу на ногу или поджимать их под себя.
  2. Если есть возможность, ноги нужно выровнять.
  3. По возможности чаще двигайте ногами.
  4. Через каждые 40-50 минут нужно вставать и прохаживаться по салону.
  5. Во время приобретения билета нужно выбрать место у прохода, тогда можно будет спокойно выйти, распрямить ноги, пошевелить ими, при этом никому не мешая.

Полет на самолете при различных формах аритмии

Существуют различные рекомендации врачей, связанные с той или иной формой аритмии.

  • Мерцательная аритмия – заболевание не является противопоказанием к авиаперелетам, если только проведенные перед полетом обследования показывают, что синусовый ритм сохранен. Также важно придерживаться питьевого режима (во время полета выпивать до 1,5 л воды) и не забывать о разминке ног.
  • Брадикардия – при сохранении синусового ритма предупреждения такие же, как и при вышеописанном варианте. Если же наблюдаются частые головокружения, предобморочные состояния, ЧСС сильно понижена, тогда полеты в таком состоянии не рекомендуются. Подобная ситуация обстоит с синдромом слабости синусового узла и атриовентрикулярными блокадами, при которых также не рекомендуется лететь на самолете без врачебного сопровождения.
  • Экстрасистолия – зачастую эта форма нарушения ритма не приносит особых неприятностей больным, поэтому при отсутствии серьезных патологий других органов системы организма можно спокойно совершать полет. Перед полетом особо восприимчивым личностям можно принять феназепам или мебикар.

Важно помнить, что при аритмии, особенно во время перелета или при нахождении в другой стране, нельзя переедать или принимать алкоголь. Подобные факторы воздействия крайне негативно сказываются на здоровье больных аритмией, поэтому при нарушении этих правил приступ нарушения ритма обеспечен.

Видео: Аритмия, опасность длительных перелетов, полезные продукты для вен

В путешествие c болезнью сердца

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки? Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен? Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения

image
Рисунок 1. Ненужное ограничение передвижения усугубляет снижение качества жизни у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет каких-либо особых причин, делающих дальние поездки невозможными.

Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»). Научно-исследовательских работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.

При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.

Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.

Обезвоживание. При желудочно-кишечных расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.

При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.

Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.

Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.

Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за последующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.

Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации ренин-ангиотензиновой системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.

image
Рисунок 2. Дегидратация за счет повышенного потоотделения, наблюдаемого в жару, как правило, умеренная

Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.

Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.

Алкоголь. При сердечном заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.

Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.

Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это по каким-то причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.

  • Особые советы пациентам с распространенными кардиологическими проблемами

Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять бета-блокатор (25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.

Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению бета-блокаторов. Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).

Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).

Верапамил и бета-блокаторы (но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.

Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.

Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия. Бета-блокатор может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе бета-блокатор и верапамил.

Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.

Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием бета-блокатора, так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.

При приемы ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.

Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.

Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.

Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.

1. Green P. L., Mooney S. E. Carrige of individual passengers by civil airlines. Aviation Medicine. London: Butterworth, 1998. 2. Cleland J. G. F., Cowburn P. J., McMurray J. Managment of Heart Failure: A systematic aproach to clinical practice. London: Science Press, 1997, P. 1 — 112. 3. Cleland J. G. F., McMurray J., Ray S. Prevention Strategies After Myocardial Infarction: Evidence Based Medicine. London: Science Press, 1994, P. 1 — 92. 4. Cleland J. G. F., Findlay I., Lowe G. D., McMurray J., Wood D. Asymptomatic Coronary Artery Disease and Angine. London: Science Press, 1996, P. 1 — 122.

Обратите внимание!

  • С помощью врача пациент должен проверить, насколько состояние его здоровья соответствует требованиям данного транспортного средства, и проинформировать соответствующий персонал о своем заболевании
  • Бета-блокаторы могут применяться для предупреждения стенокардии или аритмий, провоцируемых волнением или перевозбуждением
  • Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ или диуретики, должны регулярно взвешиваться на одних и тех же весах, чтобы вовремя обнаружить обезвоживание или задержку жидкости
  • Больным, применяющим антикоагулянты, необходимо провести оценку свертываемости крови перед и во время поездки (в случае если она продолжается более двух — трех недель)
  • Пациенты, прошедшие курс лечения амиодароном, обладают повышенной чувствительностью к солнечному свету, поэтому им следует избегать длительного пребывания на солнце или применять крем, блокирующий проникновение излучения всего видимого спектра
  • По крайней мере в течение двух недель после инфаркта миокарда или хирургических вмешательств на сердце (оптимальное время — шесть недель) путешествия противопоказаны

Опасности и преимущества различных видов транспорта

  • Путешествие на автомобиле

Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.

Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.

Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.

Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.

  • Путешествие по железной дороге и на автобусе

Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.

Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.

Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.

Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.

Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).

Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.

Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние сердечно-сосудистой системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)

Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.

Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.

Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.

Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание (носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять бета-блокатор (при отсутствии противопоказаний).

С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.

Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.

Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.

Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.

Можно ли с аритмией летать на самолете

В самолете давление повышается или понижается у человека?

Стабилизировать артериальное давление помогают не только таблетки, капельницы и настойки, но и положительные эмоции, в том числе путешествия по различным странам. В связи с этим возникает вопрос, можно ли летать на самолете при гипертонии?

Безусловно, делать это разрешено. Но нужно учитывать, что на высоте свыше 3000 метров атмосферное давление значительно снижается, в результате чего у гипертоника может повыситься артериальное давление и даже развиться кислородное голодание.

Именно поэтому перед авиаперелетом нужно правильно подготовиться. Следует в самолете занять удобную позу, запастись необходимыми лекарственными препаратами, а также разузнать у работников аэропорта, есть ли в самолетах кислородные подушки.

Воздействие низкого атмосферного давления на организм

Можно ли гипертоникам летать на самолете? Выше уже было отмечено, что людям с артериальной гипертензией прибегать к услугам авиации можно. Но надо перед авиаперелетом пройти соответствующий инструктаж и по возможности проконсультироваться с лечащим врачом.

Рассмотрим риски путешествий на самолете. Безусловно, на высоте свыше 3000 метров атмосферное давление будет значительно падать. В связи с этим возникает вопрос, в самолете у человека давление повышается или понижается?

По мнению кардиологов, артериальное давление может повышаться. Более того, при резистентных формах гипертонии возможно развитие гипертонического криза. Также перелеты могут спровоцировать:

  1. Сердечный приступ. Он может развиться вследствие того, что на высоте свыше 3000 метров организм испытывает нехватку кислорода, вследствие чего может произойти нарушение кровообращения. Нивелировать это осложнение можно посредством применения кислородных подушек.
  2. Отек конечностей. Это происходит из-за того, что во время перелета пассажиру приходится в течение длительного времени находиться в статическом положении. Застой крови провоцирует развитие отечностей, особенно у людей, страдающих от артериальной гипертензии.
  3. Тромбоз вен. Развитие этого осложнения, опять же, провоцирует нехватка кислорода, вследствие которой может произойти сужение сосудов. Вероятность развития тромбоза значительно повышена у пожилых гипертоников, которые страдают от атеросклероза.
  4. Инсульт, инфаркт миокарда. Эти осложнения могут быть результатом гипертонического криза, то есть стойкого повышения артериального давления.

Если гипертоник не будет соблюдать определенные правила, то существует вероятность развития сердечного коллапса, и даже летального исхода.

В каких случаях полеты строго запрещены?

Гипертоникам следует по возможности меньше летать на самолете, так как низкое атмосферное давление и кислородное голодание могут спровоцировать множество осложнений.

От полетов настоятельно рекомендуется воздержаться беременным женщинам, страдающим от ГБ. Авиаперелеты особенно опасны на поздних сроках беременности (III триместр).

Есть еще несколько противопоказаний для полетов:

  • Недавно перенесенный инсульт или инфаркт миокарда.
  • Резистентная форма артериальной гипертензии, сопровождающаяся склонностью к гипертоническим кризам.
  • Атеросклероз в сочетании с гипертонией 2-3 степени тяжести.
  • Острая сердечная недостаточность.
  • Артериальная гипертензия, сопровождающаяся бронхиальной астмой.
  • Повышенная или пониженная свертываемость крови.
  • Ишемическая болезнь сердца в сочетании с АГ.
  • Гипертония, сопровождающаяся декомпенсированным сахарным диабетом I или II типа.

Полеты строго противопоказаны пациентам, которые недавно перенесли операцию на сердце.

Как подготовиться к полету на самолете при гипертонии?

При путешествии на авиатранспорте увеличивается вероятность развития осложнений гипертонической болезни. Именно поэтому всем без исключения пациентам следует соблюдать ряд правил.

При склонности к сердечным приступам, пациенту следует принять перед полетом 70 мг Аспирина и одну таблетку Нитроглицерина. Также перед посадкой в самолет пациенту не стоит забывать о том, что ему нужно принять гипотензивные препараты, предписанные лечащим врачом.

Помимо этого, больному следует:

  1. Выпить перед полетом настойку валерианы/пустырника или Валидол. Эти седативные средства позволят избежать панических атак во время перелета.
  2. Узнать у туроператора, имеются ли кислородные подушки в авиатранспорте. Если нет, то рекомендуется за несколько дней до перелета заказать данное изделие.
  3. При перелете по возможности абстрагироваться от полета во избежание панических атак. Отвлечься можно посредством прослушивания музыки, просмотра фильма, чтения книги, разгадывания кроссворда. Пациенту крайне важно отвлечь себя, так как любые стрессы и приступы паники чреваты сердечно-сосудистыми осложнениями.
  4. Перед перелетом запастись всеми препаратами, которые были назначены лечащим врачом-кардиологом.
  5. Постараться не держать ноги согнутыми долго. Даже минимальные физические нагрузки (выпрямление ног, шевеление пальцами) будут полезны, так как они позволят избежать застоя крови и отека конечностей.
  6. Держать спину ровной, опираться на спинку кресла.
  7. Периодически разминать конечности и шею. Эта несложная мера позволит улучшить кровообращение, и снизить «напор» на стенки сосудов.
  8. При желании заниматься акупунктурой. На теле есть определенные точки для снижения артериального давления. Посредством воздействия на такие точки можно избежать скачков АД.

Если во время перелета гипертоник чувствует, что давление начинает подниматься, паниковать не стоит. Пациенту просто следует принять внеплановую дозировку гипотензивных препаратов. После перелета пациенту рекомендуется отдохнуть, а также периодически измерять артериальное давление и пульс.

Можно ли летать в самолете с аритмией?

image

Пациенты с аритмией ведут особый образ жизни. У большинства из них возникает вопрос по поводу того, можно ли летать в самолете с нарушенным ритмом сердцебиения? Ведь во время отпусков хочется отдохнуть на море, посетить другие страны. Изменение давления, наблюдаемые при перелете, ощущают здоровые пассажиры самолета. Но пассажиры, которым диагностировали патологии сердечно сосудистой системы, более чувствительны к перепадам показателей давления, климатических условий. Поэтому перед планированием отпуска необходимо проконсультироваться с кардиологом, определить, безопасны ли перелеты для каждого конкретного случая.

Факторы риска

Кардиологи акцентируют внимание, что аритмия и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Переживания по поводу предстоящего перелета оказывают серьезную нагрузку сердечно сосудистой системы, усугубляя состояние пациента. Поэтому мнительным людям при аритмии перелеты противопоказаны.

image

В группе риска находятся пациенты:

  • постинфарктным состоянием,
  • сердечной недостаточностью, не подающейся медикаментозному лечению,
  • при аритмии тяжелой формы,
  • стабильно повышенным артериальным давлением,
  • нестабильной стенокардией.

При сердечных патологиях летать на самолетах противопоказано. Если пациент решился лететь, он несет ответственность за осложнения состояния здоровья.

Как обезопасить перелет

Самолетом можно летать, тщательно подготовившись к путешествию. Лекарства, которые человек принимает постоянно, при экстренных ситуациях, должны быть упакованы (ручная кладь), находится в салоне авиалайнера. Необходимо оповестить стюардессу о своем состоянии, чтобы она знала, какие меры предпринять, для стабилизации состояния пассажира.

image

Облегчить перелет поможет соблюдение таких рекомендаций:

  1. Если авиаперелет и самолет вызывают страх, тревогу, за 1 час до посадки необходимо принять препараты седативного действия («Корвалол», настойку валерианы). Они помогут успокоиться, нормализовать сердцебиение. Врачи после обследования состояния здоровья пациента рекомендуют перед полетом принимать лекарства из группы бета-блокаторов. Препараты помогают контролировать сердечный ритм до 24 часов.
  2. Перед взлетом рекомендуется принять таблетку валидола. Это лекарство предотвратит ощущение заложенности ушей во время набора высоты, улучшит кровообращение сердечной мышцы.
  3. Путешественникам в некоторые страны нельзя перевозить определенные лекарственные препараты. Поэтому во время бронирования (покупки) авиабилетов необходимо выяснить этот вопрос, чтобы не возникло недоразумений.
  4. Если человеку необходим дополнительный кислород, нужно предупредить об этом стюардессу или взять свою кислородную подушку (не на всех самолетах предусмотрены кислородные маски).
  5. Чтобы летать на самолете было не страшно, надо постараться отвлечься от угнетающей обстановки прослушиваниям музыки, журналами, разговорами, просмотров фильмов.
  6. При длительном перелете (более 6 часов) необходимо периодически прохаживаться по салону, выпрямлять ноги сидя. Эти действия предотвращают застой крови нижних конечностей, изменяя сердечный ритм. Актуально для пассажиров с тромбозом, гипертонией, другими патологиями сердечно сосудистой системы.
  7. Пить достаточное количество воды – от 2 литров за 8-часовой перелет. Алкоголь, напитки, содержащие кофеин, нельзя употреблять.

image

Резкие перемены давления, климата (во время путешествия в другую страну, на море) могут ухудшить самочувствие пациента с аритмией после посадки. Чтобы в случае приступа врачи смогли оказать грамотную первую помощь, пациент должен иметь:

  1. Список лекарств, вызывающих аллергические реакции, несовместимых с препаратами, которые пассажир принимает.
  2. Копию последнего ЭКГ обследования.
  3. Если установлен искусственный водитель сердечного ритма, необходимо возить соответствующий документ.

Если у человека установлен искусственный водитель сердечного ритма, он перенес перелет хорошо, по прибытии необходимо:

  1. Не находиться длительное время возле металлодетекторов – они влияют на работу кардиостимулятора.
  2. Предупредить сотрудников аэропорта о невозможности применения обыска портативными магнитными детекторами. Проводить осмотр они могут ручной клади. Для подтверждения слов пассажиру следует предоставить краткое описание кардиостимулятора от производителя (несколькими языками).

Соблюдая рекомендации, люди, страдающие аритмией, перенесут перелет без приступов, осложнений. Патологии сердечно сосудистой системы не приговор, но иногда они могут быть поводом для отказа от путешествий.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Made on
Tilda